Концепция"Двух продолжений"

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание. В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов: С точки зрения психологического содержания чувства делятся на положительные радость, любовь и т. В отличие от познавательных процессов чувства не просто отражают явления и предметы окружающего мира, но выражают определенное отношение человека к этому миру. Чувства относятся к сфере психики человека, но интенсивные чувства могут вызвать существенные изменения целого ряда жизненных, в том числе и физиологических, функций организма. Эти органические изменения, как убедительно показано в работе Л. Джемс , а, напротив, их следствием Советские психологи отмечали, что для правильного понимания места того или иного чувства в жизни личности важно учитывать психологическое содержание чувства и его направленность, его объект.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА

Первый параграф в"Сущности религии" вкратце гласит: Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости; природа есть, таким образом, первый объект религии. Содержание этого параграфа распадается на две части. Одна часть объясняет субъективное происхождение или основу религии, другая - характеризует первый, или первоначальный, объект религии. Сначала поговорим о первой. Так называемые спекулятивные философы издевались над тем, что я чувство зависимости объявляю источником религии.

Но далее неизбежно встает вопрос: Каковы причины, обуславливающие появле-ние этих верований? На эти вопросы различные ответы давали как за-щитники религии, так и ее противники. Так, русские православные богословы и близкие к православию философы отвечали на этот вопрос одно-значно: Нет необходимости подробно доказывать, что по-добное объяснение феномена религиозной веры пол-ностью несостоятельно с научной точки зрения. Оно противоречит реальным фактам, ибо заранее предпола-гает всеобщий и обязательный для всех людей харак-тер религиозной веры.

Читать онлайн"Лекции о сущности религии" - - Страница 11

Это чувство есть чувство освобождения от опасности, от страха и трепета, чувство восторга, радости, любви, благодарности. Явления природы, возбуждающие страх и ужас, относятся большей частью к наиболее благодетельным по своим последствиям. Бог, который своей молнией поражает деревья, зверей и людей, тот же бог освежает своими дождевыми потоками поля и луга. Откуда зло, оттуда приходит и добро, откуда страх, оттуда и радость.

Марксистская социологическая теория религии, с одной стороны, имела некоторые предпосылки в виде накопленного идейного материала, с другой - явилась обобщением массы фактов. В качестве мыслительных предпосылок выступали идеи свободомыслящих и атеистов, которые фиксировали определенные свойства религии как социального явления; фактуальную основу составили данные, почерпнутые из истории или полученные в ходе изучения наличной социальной действительности.

До марксизма не было научной социологии, отсутствовала и научная социологическая теория религии. Однако за многовековую историю человечества было высказано немало идей, имеющих отношение к социальным аспектам религии. Домарксовские мыслители обнаружили социоморфный характер многих религиозных структур. Сюжеты античной мифологии, Библии, Корана и т. Однако правильно объяснить мораль, государство, семью и другие общественные явления домарксовские мыслители не могли.

Лекции о сущности религии

Религиозные чувства не отличаются от тех, которые человек испытывает вне и без религии. Настроения и чувства, связанные религиозным предметом он, человек, переживает и по отношению к нерелигиозным предметам. Следовательно, чувства религии не представляют собой чего-то особенного. Человек падает на колени перед своими богами, но то же самое он делает перед своими властителями, перед теми вообще, в чьих руках его жизнь: Нет особой лигиозной способности и особого религиозного чувства, отсутствует и специфический предмет, который один претендовал бы на религиозное почитание.

Философ подчеркивал, что формой, в которой выступает содержание религии, является чувственное созерцание, представление, фантазия.

То, что я говорил об ощущении нужды и о чувстве радости по поводу избавления от нужды, целиком объясняет и различные явления, присущие жертвоприношениям. Великий страх, великая радость несут за собой и великие жертвы; оба аффекта безмерны, трансцендентны, чрезвычайны; оба аффекта поэтому являются и психологическими причинами, вызывающими представления о чрезвычайных существах, о богах. Безмерные жертвы приносятся только в состоянии безмерных страха и радости.

Не богам на Олимпе, не вне- и сверхчеловеческим существам; нет! При обычном ходе вещей, когда человек не возвышается над обычным, заурядным эгоизмом, он и жертвы приносит эгоистические, в духе обыкновеннейшего эгоизма; но в чрезвычайные моменты и именно поэтому в состоянии чрезвычайного, а не повседневного аффекта он и жертвы приносит чрезвычайные 8. Под влиянием страха человек обещает все, что у него есть: Страх и радость - коммунистические аффекты, но они коммунисты из эгоизма.

Скупые и дрянные жертвоприношения не отличаются поэтому принципиально от жертвоприношений щедрых и блестящих. Впрочем, этим отнюдь не исчерпывается различие между гекатомбами греков и хвостами рыб, рогами, когтями и костями, приносимыми богам некультурными народами. Как различны люди, так же различны и их религии, и как различны их религии, так же различны и их жертвы.

Человек в религии дает удовлетворение не другим каким-либо существам; он дает в ней удовлетворение своему собственному существу.

Людвиг Фейербах о сущности религии

Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка модель рынка с прогнозируемыми ценами - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Но далее неизбежно встает вопрос: Так, русские православные богословы и близкие к православию философы отвечали на этот вопрос однозначно:

Вначале предметом этого чувства была природа с ее изменчивостью, непостоянством, драматическими событиями: Изменчивость явлений природы главным образом и возбуждает религиозное чувство и делает природу предметом религии Основание религии связывано с потребностями, желаниями, эгоизмом человека. Религия есть не только дело воображения, фантазии, не только дело чувства, но также и желания, стремления человека устранять неприятные чувства и создавать себе приятные.

Иначе говоря, религия есть выражение стремления человека освободиться от бед нынешних или будущих и получить добро, которое он желает: Стремление к счастью, любовь к себе, т. Философ сравнивал религию с искусством. И тому и другому свойственно создание изображений: Но художник, давая видимость действительности, не выдает эту видимость за действительность. Религия же выдает, она делает изображение живым существом, на самом же деле изображение есть только изображение.

Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его"Я", а религия - торжественное раскрытие тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов, открытое исповедание его тайн любви. В религии содержится внутреннее противоречие; сокровенно существо Божие и человеческое образуют тождество, но на осознанном уровне Бог предстает как другое, отличное от человека существо.

Верующий не осознает, что его сознание Бога представляет сознание его собственной сущности, поэтому, уточнял философ, религия есть первое и к тому же косвенное самосознание человека:

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИИ

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного. В том же духе пишет и современный американский философ Уолтер Стэйс:

Древние атеисты и даже очень многие как древние, так и новейшие теисты объявляли причиной религии страх, который, однако, ведь не что иное, как самое распространенное, бросающееся в глаза проявление чувства зависимости, Общеизвестно изречение римского поэта: , то есть страх первый сотворил в мире богов. У римлян даже слово: Даже наше немецкое - выражение высочайшего, религиозного почитания составлено, как показывает само слово, из почитание и боязнь.

Объяснение религии из страха подтверждается прежде всего тем наблюдением, что почти все или во всяком случае очень многие первобытные народы делают предметом своей религии вызывающие страх и ужас явления или действия природы. Более примитивные, например народы Африки, Северной Азии и Америки"боятся, - как это приводит Мейнерс из описаний путешествий в своей"Всеобщей критической истории религий",-"рек в тех местах, где они образуют опасные водовороты или пороги.

О религиозных чувствах и формах религиозности

Хотя в основе всех религий лежит мистический опыт переживаний их создателей и святых, в широкой массе верующего народа далеко не все являются мистиками. Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний.

В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности.

Использовав понятие, введенное в начале в. Учет рассматриваемого чувства зависимо- сти от природы насыщал религиоведческую концеп- цию Фейербаха новым значительным материалистиче- ским содержанием Обогащаясь натуралистическими элементами, от- сутствующими прежде, фейербаховская концепция ре- лигии вместе с тем сохраняла свою антропологиче- скую определенность. Примечательно, что при рассмотрении чувства за- висимости Фейербах увидел себя вынужденным согла- ситься с выводом предшествующих атеистов, что фун- даменталъной религиогенной эмоцией является страх.

Фейербах делает лишь одну ого- ворку в отношении принимаемого им объяснения: Однако убедительного обосно- вания того, что позитивные эмоции имеют столь же фундаментальное религиогенное значение, как страх, Фейербах не представил. При характеристике позиции прежних атеистов он явно не учитывал произведенно- го Гольбахом анализа всего спектра эмоций, свой- ственных религиозному сознанию, не рассмотрев так- же вывод этого анализа о том, что хотя позитивные эмоции и неотделимы от этого сознания, они в отли- чие от негативных не имеют религиогенного значения, т.

Усмотрение основы религии в чувстве зависимости имело одним из своих важных результатов то, что при характеристике антропологической сущности хри- стианства Фейербах сосредоточил внимание на том, 14 В. Кузнецов что представлялось ему религиозным освящением, да- же обожествлением социальной связи как фундамен- тальной определенности собственно человеческого су- ществования.

Значительно более продуктивным результатом рас- смотрения чувства зависимости как основы религии стало исследование Фейербахом религиозных предста- влений в их связи со стремлением людей удовлетво- рить свои жизненно важные потребности. Фейербах делает боль- шой шаг вперед, полагая, что вера в бога как всемогущего властелина вселенной и религиозное упо- вание на его помощь людям, обращающимся к нему с мольбами о даровании недостающих им жизненных благ, возникает в условиях, когда сами люди бессильны обеспечить себя этими благами и тяжко страдают от их отсутствия.

Вскрывая диалектику религиозного сознания, Фейер- бах показывает, что в нем стремление к счастью, обеспечиваемому божественной благодатью, неразрыв- но связано с болезненно острым переживанием тяжких несчастий, подавляющих человека в его реальной жизни. Заметим, что в этой и других конкретных характеристиках Фейербахом ре- лигиозного сознания только негативные эмоции вы- ступали как способствующие порождению веры в бо- гов, а позитивные эмоции оказывались лишь элемен- тами религиозного культа, необходимыми проявле- ниями почитания богов.

Очень важна мысль Фейербаха о том, что религия, су- ля возможность сверхъестественного осуществления жизненно важных желаний человека, вместе с тем опасно извращает человеческие желания, порождает и культивирует такие, которые совершенно не соответ- ствуют тому, что может способствовать счастью лю- дей.

Станислав Белковский: о жизни, смерти и Боге

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как избавиться от страхов, нажми тут!